главная
сведения об образовательной организации
 
новости
общая информация
правила приема
учебная работа
научная работа
лечебная работа
публикации
форум
 
поиск


27 мая 2008 года

О перспективах реализации положений Болонской декларации в СГМУ

Мировые цивилизации вошли в XXI в., поглощенные процессами глобализации, созданием различных общемировых, общеевропейских сообществ и содружеств. Не осталось в стороне образование как одна из значимых сфер жизнедеятельности современного общества и университеты как основные ретрансляторы культурного, научного и образовательного наследия. В 1999 г. в Европе стартовал Болонский процесс, направленный на создание единого общеевропейского образовательного пространства по принципу гармонизации профессионального образования, обусловленного историческими предпосылками и потребностью в развитии более качественного образования.

В 2003 г. в Болонский процесс включилась Россия, что поставило медицинские образовательные учреждения в эпицентр решения многих задач, стоящих перед отечественной системой образования. К 2010 г. Россия должна привести систему образования в соответствие с принципами Болонской декларации, которые требуют модернизации университетского образования, в том числе и медицинского, выработки новых форм существования и перехода к единым доминантам европейского образовательного сообщества без ущерба для отечественной системы образования. За период от подписания Болонской декларации (1999 г.) до принятия Лондонского коммюнике (2007 г.) в рамках Болонского процесса наметились основные векторы развития.

Лондонским коммюнике определены приоритеты на 2009 год по дальнейшему развитию академической мобильности, становлению развитой системы социальных измерений и возможность трудоустройства доминирующей части выпускников образовательных учреждений. В настоящее время в нашем университете созданы все необходимые условия для успешного внедрения основных положений Болонской декларации: принята миссия университета, согласована и утверждена политика в области качества, создана документированная процедура менеджмента качества, проводятся контролирующие и корригирующие мероприятия в области менеджмента качества образования. На наш взгляд, подготовительный этап можно считать завершенным.

Одной из традиционных и ключевых проблем Болонского процесса является обеспечение качества. В резолюции Лондонского саммита 2007 года эта задача — одна из ключевых. Самыми сложными для российских вузов в решении данной проблемы являются вопросы проведения внешней оценки и участия студентов в обеспечении качества образования. Можно предположить, что первая из задач будет решена, и в настоящее время достаточно успешно решается в нашем университете, а решение второй — имеет свою специфику в России, прежде всего связанную с достаточно низкой мотивацией в получении качественного образования среди студентов. Необходимо отметить, что оценка качества подготовленности специалиста или освоения студентом той или иной дисциплины предусматривает не только внутривузовский контроль с использованием различных КИМ, в том числе при обязательном применении АПИМ, но и внешнюю независимую оценку, как например, развивающуюся в настоящее время систему интернет-экзамена. Наш университет второй год участвует в этом проекте Рособрнадзора, и необходимо отметить, что результаты интернет-экзамена по биологии в прошлом году смогли изменить ситуацию во время аккредитации университета в пользу университета, т.к. студенты показали во время интернет-тестирования по биологии более высокий результат. Однако в этом году, результаты интернет-экзамена по химии, к сожалению очень низкие. Так, по результатам этого года лишь 10 % студентов 2 курса всех факультетов освоили все ДЕ разделов химии. В будущем предполагается при проведении лицензирования и аккредитации использовать независимых тестологов, либо результаты интернет тестирования. И к проведению этой работы необходимо относиться достаточно серьезно, ответственно, с анализом недостатков в освоении тех или иных разделов и дидактических единиц. Представляется, что имеющийся кадровый потенциал университета может обеспечить надлежащий уровень знаний и подготовки.

Наиболее сложной для быстрого решения является задача повышения мотивации студентов к получению качественного образования. И здесь на первый план необходимо поставить поиск новых образовательных подходов и технологий для повышения интереса к предмету, опять же проводимых и реализуемых на основании накопленного опыта в нашем университете: это и проблемные лекции, коллоквиумы, деловые игры и т.д. Несколько слов в этой связи хотелось сказать о возможности проведения предметных и междисциплинарных олимпиад. В последние три года наши студенты принимают активное участие в межвузовских олимпиадах по хирургии, стоматологии. В настоящее время в университете формируется студенческое олимпийское общество. При этом хотелось бы восстановить проведение различных предметных олимпиад на внутривузовском этапе. Возможно и эта несколько забытая форма работы сможет повысить интерес и мотивацию к освоению различных дисциплин.

В современных условиях модернизации ВПО должна измениться парадигма образования: от предоставления информации до анализа усвоения студентами информации и в конечном итоге — к формированию компетенций специалиста (социально-личностных, общенаучных, профессиональных). Решением коллегии Минобрнауки России от 01.02.07 была одобрена направленность государственных образовательных стандартов нового поколения на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшей школы. Коллегия одобрила подходы к формированию макета стандарта, названного согласно законодательным инициативам Минобрнауки России Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Его отличительными особенностями будут являться:

  • компетентностная направленность;
  • студентоцентрированная ориентация;
  • введение системы зачетных единиц, в концептуальном и количественном отношениях совместимой с ECTS — Европейской системой переноса и накопления кредитных единиц;
  • применение результатов образования и компетенций как одного из главных структурирующих принципов;
  • использование модульных и балльно-рейтинговых технологий в качестве ведущего организационного начала образовательного процесса.
Письмом от 09.03.2004 года ректорам высших учебных заведений Российской Федерации направлено для использования в экспериментальном порядке Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц. Было констатировано, что учебный год в европейских вузах, в среднем, продолжается примерно 40 недель. Общая трудоемкость учебной нагрузки студента в год была приравнена к 60 кредитам. Исходя из этого, в семестр студент должен заработать 30 кредитов.

В российских условиях наиболее удобно определять удельный вес каждой дисциплины в общей нагрузке по количеству аудиторных часов и пропорционально распределить 30 кредитов, зарабатываемых за семестр, между дисциплинами, изучаемыми в данном семестре. И такой опыт уже накоплен в Московской медицинской академии им.Сеченова, которая внедрила систему зачетных единиц по специальности лечебное дело, начиная с 2006 года.

Однако исходя из последних рекомендаций Минобразования измерять трудоемкость при переходе на новый образовательный стандарт придется не только по нагрузке в академических или астрономических часах. По канонам Болонской декларации считается нормой начислять студентам кредиты за стажировки и практики, за подготовку к экзаменам, самостоятельную работу и т.д.

Организация учебного процесса с использованием системы зачетных единиц, обеспечивая принцип вариативности образования, характеризуется следующими особенностями:

  • личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана на основе свободы выбора дисциплин и модулей;
  • вовлечение в учебный процесс академических консультантов (тьюторов), содействующих студентам в формировании индивидуального учебного плана;
  • полная обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной формах;
  • использование балльно-рейтинговых систем для оценки усвоения студентами учебных дисциплин.
В марте 2008 года коллектив преподавателей ряда кафедр и студентов СГМУ приступил к внедрению в качестве эксперимента в учебный процесс балльно-рейтинговой (БРО) технологии оценки академической успеваемости студентов. При этом, рейтинг студента принимается как комплексная мера качества подготовки специалистов. Рейтинг выражается в баллах и в любой точке образовательной траектории он представляет сумму баллов, полученных студентом в результате прохождения контрольных испытаний. Виды рейтингового контроля (входной, текущий, промежуточный, заключительный) учебной деятельности студентов определены с учетом целей их осуществления и значимости результатов в накопительном (кумулятивном) рейтинге студента. Операционная система формирования рейтинга студента учитывает все стороны учебной деятельности: посещение и активность на учебных занятиях; ритмичность и качество самостоятельной работы; объем и качество усвоенных знаний; творчество и т.д. Это позволяет, согласно нормативным документам Болонского процесса, студенту самому выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию, исходя из своих способностей, возможностей и предпочтений. При этом, что принципиально отличает новую систему от действующей до настоящего времени во многих вузах России — это, то, что экзаменационный балл не является решающим для получения итогового результата — оценки по данной дисциплине. Итак,

Основные принципы формирования рейтинговой оценки:

  1. Максимальная сумма рейтинговых баллов, полученных студентом по результатам любого вида контроля и в целом по всей учебной дисциплине в семестре, составляет 100 баллов.
  2. Пересчет оценки в баллах по любому виду контроля в академическую оценку осуществляется по единой методике на основе специально разработанной интервальной шкалы перевода.
  3. Итоговая академическая оценка студента по дисциплине за семестр определяется общей рейтинговой оценкой. Общая рейтинговая оценка студента по учебной дисциплине за семестр складывается из накопительного рейтинга, который формируется в процессе учебной деятельности студента в семестре, и экзаменационного рейтинга (экзаменационная оценка в баллах).
  4. Экзаменационная оценка не может соответствовать более чем 40 баллам в накопительном рейтинге.
Система обеспечивает доступность информации об успешности каждого студента на любом этапе образовательной траектории вне зависимости от сроков общепринятых контрольных недель, что позволяет деканатам и кафедрам СГМУ принимать оперативные управленческие решения и осуществлять мониторинг успешности образовательного процесса. Процесс внедрения и адаптации БРО в учебный процесс СГМУ обеспечен организационно-нормативной документацией, определяющей роль, место и функциональные обязанности каждого участника этого процесса (студента, преподавателя, кафедры, деканата).

На основании накопленного в течение текущего года опыта и апробированной БРС оценки знаний в настоящее время можно сформулировать ряд преимуществ внедрения модульно-рейтинговых образовательных технологий. Среди них все заведующие кафедрами нашего университета, участвующие в эксперименте отмечают возрастание заинтересованности к процессу обучения, практически исключение фактора случайности при выставлении итоговой оценки, а на выпускающих кафедрах — возможность оптимального планирования учебной работы на основании текущего рейтинга. Безусловно, внедрение БРС потребует от преподавателей дополнительных трудозатрат на планирование работы, подготовку дополнительного методического обеспечения. При этом, на наш взгляд, применение модульно-рейтинговых технологий в нашем университете не только будет направлено на поэтапную реализацию принципов Болонской декларации, стандартизацию оценки успеваемости, но и подготовки нашего коллектива ППС и студентов к переходу на ФГОС 3 поколения.

Проректор по учебной работе СГМУ профессор А. А. Свистунов


Архив новостей
2017 / 2016 / 2015 / 2014 / 2013 / 2012 / 2011 / 2010 / 2009
2008 / 2007 / 2006 / 2005 / 2004 / 2003 / 2002 / 2001 / 2000