главная
сведения об образовательной организации
 
новости
общая информация
правила приема
учебная работа
научная работа
лечебная работа
публикации
форум
 
поиск


Кафедра поликлинической терапии
Саратовского государственного медицинского университета


общая информация
история
структура кафедры
учебная работа
научная работа
лечебная работа
контактная информация

Основные направления учебной работы кафедры

На кафедре поликлинической терапии ведется подготовка студентов и врачей-слушателей факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по следующим дисциплинам и специальностям:

  • Базовая подготовка „Поликлиническая терапия“ — студенты 6 курса лечебного факультета, в том числе студенты иностранного отделения. Всего 131 учебных часа (лекции — 38 учебных часов, практические занятия — 93 часа).
  • Цикл „Поликлиническая терапия“ — студенты 4 курса медико-профилактического факультета — 72 часа (лекции — 24 часа, практические занятия — 48 часов).
  • „Сестринское дело в семейной медицине“ — студенты 4 курса Института сестринского образования очной формы обучения. Всего 60 часов (лекций — 15 часов, практических занятий — 45 часов).
  • „Сестринское дело в семейной медицине“ — студенты 4 курса Института сестринского образования заочной формы обучения. Всего 30 часов (лекций — 8 часов, практических занятий — 22 часа).
  • Интернатура по терапии.
  • Клиническая ординатура по специальностям „Общая врачебная практика/Семейная медицина“ и „Внутренние болезни“.
  • Информационные (72 часа) и сертификационные (144 часа) циклы первичной подготовки и тематического усовершенствования врачей-терапевтов амбулаторно-поликлинического звена, терапевтов женских консультаций и врачей общей практики/семейной медицины.

За время существования кафедры были подготовлены программы и проводились информационные и сертификационные циклы по актуальным проблемам оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению для участковых терапевтов, заведующих терапевтическими отделениями поликлиник, заведующих отделениями профилактики, восстановительного лечения; циклы по геронтологии, профилактической медицине, экстрагенитальной патологии, реабилитологии, экспертизе трудоспособности, а также циклы для подростковых врачей, реабилитологов МСЭК. С 2006 года в рамках реализации приоритетного национального проекта „Здоровье“ кафедра участвует в циклах по подготовке врачей амбулаторно-поликлинического звена по терапии, в том числе выездных циклах.

Содержание и организация учебного процесса

В учебном процессе кафедра поликлинической терапии использует возможности 7 клинических баз: поликлиники НУЗ „Дорожная клиническая больница на ст. Саратов-2 ОАО РЖД“, муниципальных поликлиник №№ 2, 3, 7, 10, Центра общей врачебной практики, поликлиники МУЗ „Городская клиническая больница № 10“. На клинических базах имеются учебные комнаты, оборудованные учебными и информационными стендами, таблицами. Студенты имеют возможность ознакомиться с наиболее распространенными формами внутренней патологии по обращаемости в поликлинику — приобрести опыт оказания неотложной помощи. Студенты закрепляют его во время работы на врачебном участке, на приеме и на вызовах, в дневном стационаре поликлиник и во время летней производственной практики.

На практических занятиях студенты под контролем преподавателей ведут прием амбулаторных пациентов, оформляют типовую медицинскую документацию (амбулаторные карты, статистические талоны, листки нетрудоспособности, направления на медико-социальную экспертизу, санаторно-курортные карты и др.). Ежедневно проводится детальный анализ проделанной работы, разбор типичных ошибок. В учебном процессе широко используются активные методы обучения: ролевые игры, дискуссии, метод динамического диалога, анализ различных источников информации, анализ конкретных ситуаций в виде решения различных типов клинических задач. У каждого преподавателя имеются банки ситуационных задач по темам, наборы электрокардиограмм, амбулаторные карты, приказы по организации поликлиники и другие нормативно-инструктивные документы.

Аудиторная самостоятельная работа студентов организуется в терапевтических отделениях базовых поликлиник под контролем преподавателей. Во время самостоятельной работы студенты ведут амбулаторный прием пациентов, интерпретируют данные лабораторно-инструментальных методов исследования, решают ситуационные задачи, рецензируют амбулаторные карты, оформляют медицинскую документацию. Учебный процесс максимально приближен к практике, что позволяет сформировать у студентов профессиональные компетенции профилактической работы среди здоровых лиц и больных, диспансерной, лечебно-диагностической, реабилитационной и организационной деятельности; практические умения, знания, а также навыки социального поведения, позволяющие верно поставить диагноз и квалифицированно оказать первичную медико-санитарную помощь своим будущим пациентам.

Самостоятельная работа в процессе подготовки к практическим занятиям

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов проводится в форме самоподготовки к практическим занятиям, изучения основной и дополнительной рекомендованной литературы, работы в компьютерном классе кафедры и использования возможностей дистанционного образования (электронно-образовательный портал кафедры, на котором размещены учебно-методические комплексы по преподаваемым дисциплинам и специальностям и обучающие модули).

Обязательным для студентов является использование лекций, читаемых сотрудниками кафедры (тезисное изложение лекционного курса имеется на электронно-образовательном портале). Все лекции на кафедре читаются в сопровождении мультимедийных презентаций. На кафедре изданы учебные и учебно-методические пособия (электронные версии некоторых из них в формате pdf имеются в виде электронных образовательных ресурсов на образовательном портале СГМУ).

Оценка текущей успеваемости студентов

На 4 курсе факультетов МПД и ИСО, 6 курсе лечебного факультета в полном объеме внедрена балльно-рейтинговая система оценки знаний и умений студентов. Подробнее об использовании рейтинга на кафедре можно узнать, ознакомившись с соответствующими методическими рекомендациями (элемент электронной версии УМК по поликлинической терапии).

Организация итоговых занятий

Готовность к практической деятельности по оказанию первичной медико-социальной помощи больным будущих врачей проверяется и в процессе текущих и итогового занятия (тестирование на компьютере) и собеседование с преподавателем. Примеры тестовых заданий имеются в виде электронных образовательных ресурсов на образовательном портале СГМУ)

В итоговой оценке по дисциплине используются рейтинговые технологии. Оценка по дисциплине на 60 % определяется текущей успеваемостью и на 40 % — результатом тестирования и собеседования.

Методическая работа

Сотрудниками кафедры разработаны компьютерные обучающие (с разветвленным алгоритмом решения) и контролирующе-обучающие программы для студентов и слушателей факультета повышения квалификации.

Образовательный процесс для студентов всех курсов и факультетов обеспечен учебно-методическими комплексами по предмету, разработанными обучающими модулями по преподаваемым дисциплинам. Создана электронная библиотека кафедры на дисках. На кафедре оборудован компьютерный класс, оснащенный программными обучающими и контролирующими средствами обучения, в том числе собственными разработками сотрудников кафедры.

Учебно-методический комплекс кафедры оснащен собственной библиотекой, фонд которой насчитывает более 300 монографий и значительное количество периодической литературы, учебно-методических рекомендаций, которые используются на учебных занятиях. За время существования кафедрой выпущено около 20 тематических сборников по основным проблемам развития амбулаторно-поликлинической помощи и общеврачебной практики. Среди них: „Современные требования к ведению больных в поликлинике с наиболее распространенными заболеваниями терапевтического профиля“, „Экстрагенитальная патология и беременность“, „Иммунокоррекция и иммунореабилитация“, „Клинико-биохимические исследования во врачебной практике“, „Инструментальные методы исследования во врачебной практике“, „Современные проблемы развития амбулаторно-поликлинической помощи и общеврачебной практики“, „Актуальные вопросы профилактической и реабилитационной медицины“.

В учебном процессе и внеаудиторной работе используются имеющиеся на кафедре методические разработки, приказы, кодограммы, таблицы, слайды, тематические стенды. В ежедневной работе студентов, курсантов и преподавателей с больными применяется карта-схема экспертной оценки качества ведения медицинской документации, разработанная сотрудниками кафедры. Сотрудниками кафедры составлено и используется в учебном процессе свыше 1000 тестов и ситуационных задач по темам занятий.

Сотрудниками кафедры подготовлено и издано около 350 журнальных статей и тезисов, 5 монографий, 50 методических рекомендаций для студентов, ординаторов, интернов, врачей. Изданы подготовленные сотрудниками кафедры учебные пособия: „Руководство по поликлинической терапии“, „Поликлиническая терапия“, „Рациональное и лечебное питание пациентов разных возрастных групп“, „Семейная медицина в сестринском деле“, „Избранные вопросы семейной медицины“, „Реабилитация больных с различной соматической патологией на амбулаторно-поликлиническом этапе“, „Наиболее распространенная почечная патология на этапе первичной медико-социальной помощи“ и др. Большинство указанных пособий имеют гриф УМО МЗ РФ. Вышли в свет 2 справочника „Справочник участкового терапевта“ и „Справочник семейного доктора“ (Москва, изд-во ЭКСМО), соавторами которых явились профессор Т. А. Журавлева и профессор Г. Н. Шеметова.

Олимпиада  Ступень к вершине для студентов Института сестринского образования

Еще в 1966 году Комитет экспертов ВОЗ по сестринскому делу высказал идею, что „медсестры должны иметь возможность развития и совершенствования своих способностей с тем, чтобы оказывать наиболее квалифицированную помощь населению, а также развивать профессиональное мышление для принятия самостоятельных решений, основанных на научных, клинических и организационных принципах“.

По мнению экспертов, следует научить медсестер аналитически мыслить, совершенствовать их профессиональные знания и практические навыки.

Для осуществления этих целей на кафедре поликлинической терапии проводится олимпиада для студентов 4 курса Института сестринского образования, обучающихся по курсу „Сестринское дело в семейной медицине“.

Олимпиада „Ступень к вершине“ состоит из конкурсов, включающих в себя:

I — решение ситуационных задач;
II — определение по слайд-шоу предполагаемой патологии;
III — вопросы на знание полученного материала;
IV — вопросы на эрудицию;
V — знание латинских высказываний;
VI — культура и медицина.

Результаты оцениваются по балльной системе.

Победители и призеры олимпиады награждаются грамотами ректора СГМУ. Результаты, показанные на олимпиаде, учитываются в качестве бонусных баллов рейтинга по дисциплине. Проведение олимпиады стимулирует студентов к углубленному изучению предмета, развитию аналитического мышления.

 

Copyright © 2000—2018://Саратовский государственный медицинский университет
Веб-мастер://webmaster@sgmu.ru