главная
сведения об образовательной организации
 
новости
общая информация
правила приема
учебная работа
научная работа
лечебная работа
публикации
форум
 
поиск


Кафедра скорой неотложной и анестезиолого-реанимационной помощи
Саратовского государственного медицинского университета


общая информация
история
сотрудники
учебная работа
научная работа
лечебная работа

Фундаментальная перестройка всей системы Российского образования, в ходе проводимой сегодня образовательной реформы, подразумевает переход к системной подготовке специалистов новой формации, опирающейся на принцип субъективно-субъективных отношений, активно вовлекающей обучающихся в процесс их профессионального становления, нацеленной на развитие творческой активности личности. Основой образования сегодня должны стать не только учебные дисциплины, сколько способы мышления. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной профессиональной среды, сделать его способным к принятию своевременных решений.

Занимаясь вопросом изучения методологических основ преподавания на кафедре учебных дисциплин на дипломном и постдипломном этапах, заведующий кафедрой Садчиков Дмитрий Владимирович проникся целесообразностью обучения профессорско-преподавательского состава кафедры. Это в свою очередь требует новых программ обучения и новых педагогов, а, главное, целостного подхода к процессу обучения. Не просто очередной аттестации, а настоящего переосмысления учебного процесса и серьезной подготовки профессионалов в форме аккредитации. С 2016 года Дмитрий Владимирович является членом комитета Федерации анестезиологов-реаниматологов России (ФАР) по непрерывному медицинскому образованию (НМО).

Глубоко символично, что 14–15 октября 2016 года в Саратове проведена первая региональная Школа ФАР, как новый образовательный проект ФАР, аккредитованный в Минздраве РФ как часть системы НМО. Ее глобальная цель — дополнение основного вузовского образования и повышение профессионального уровня специалистов. Но, самое главное, она способствует выявлению особенностей и сложностей анестезиологических и реаниматологических служб. Дмитрий Владимирович является соавторов клинических рекомендаций ФАР — „Диагностика и интенсивная терапия острого респираторного дистресс-синдрома“, Москва, 2016.


Доклад профессора Садчиков Дмитрия Владимировича на образовательном цикле для преподавателей кафедр „Обучай учителей“ в рамках 1 региональной образовательной школы анестезиологов-реаниматологов. Саратов, 2016 г.


Президиум 1 региональной образовательной школы анестезиологов-реаниматологов: проректор по научной работе СГМУ, профессор Черненков Юрий Валентинович, и.о. президента ФАР, член-корреспондент РАМН, профессор Полушин Юрий Сергеевич, (Санкт-Петербург), заведующий кафедрой скорой неотложной и анестезиолого-реанимационной помощи СГМУ, профессор Садчиков Дмитрий Владимирович. Саратов, 2016 г.

Цель образовательного процесса кафедры скорой неотложной и анестезиолого-реанимационной помощи заключается в соблюдении принципов системности, доступности, своевременности, преемственности, последовательности, дифференцированности, наглядности, научности в преподаваемых учебных дисциплинах, формировании и совершенствовании высококвалифицированного специалиста, владеющего профессиональными навыками в полном объеме. В рамках этой цели кафедрой на дипломном этапе осуществляется проблемное обучение на основе органно-физиологического с этиопатогенетическим подходом к нозологическим единицам и общих правил мыслеведения. Вариативная часть преподавания на постдипломном этапе реализуется через функциональный системный подход к универсалиям типовых патологических процессов. Профессорско-преподавательский состав кафедры ориентирован на модернизацию и интеграцию обучения, научных исследований и практических разработок, внедрение инновационных способов преподавания, при сохранении обучения у постели больного, как неразрывной связи обучения и воспитания.

Доцент кафедры Гурьянов Александр Михайлович проводит практическое занятие со студентами 6 курса лечебного факультета

Уникальность кафедры заключается в одновременном обучении студентов, клинических ординаторов, аспирантов, слушателей центра дополнительного профессионального образования, что делает необходимым именно функциональный системный подход в обучении. Обучение студентов проводится на разных факультетах университета. На первом курсе лечебного факультета студенты изучают дисциплину „Основы ухода за больными в критических состояниях“, на шестом курсе — „Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия“. На шестом курсе педиатрического факультета осуществляется преподавание дисциплины „Анестезиология, реанимация и интенсивная терапия“. Студенты медико-профилактического факультета на пятом курсе изучают учебную дисциплину „Реаниматология, интенсивная терапия“.

Профессор Садчиков Дмитрий Владимирович со слушателями ЦДПО после лекции „Функциональная система кровообращения у больных в критическом состоянии“

В процессе постдипломного образования выпускники вуза обучаются в клинической ординатуре по специальности „Анестезиология и реаниматология“, где ежегодно подготавливается более 40 высококвалифицированных врачей анестезиологов-реаниматологов, большинство из которых трудятся в ЛПУ города и области. На курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации по специальности: „Анестезиология и реаниматология“, „Скорая медицинская помощь“, „Трансфузиология“ ежегодно проходят обучение более 200 врачей из всех регионов РФ. Ежегодно на кафедре проводится от 7 до 9 циклов профессиональной переподготовки и повышения квалификации. На кафедре проходят также циклы тематического усовершенствования „Гипербарическая оксигенация“, „Трансфузиология для клинических врачей“. Кроме традиционных сертификационных и тематических циклов на кафедре проводятся очно-заочные циклы с использованием дистанционных технологий образования. Кафедра проводит циклы по основам анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии для ординаторов СГМУ смежных специальностей (терапия, хирургия, акушерство и гинекология).

Доцент кафедры Гурьянов Александр Михайлович проводит компьютерное тестирование студентов 6 курса лечебного факультета

Сотрудниками кафедры широко используются в образовательном процессе компьютерные учебные и контролирующие программы, учебные видеофильмы, новые учебно-методические пособия по важнейшим вопросам анестезиологии и реаниматологии, интенсивной терапии, скорой медицинской помощи и трансфузиологии.

В обучении используется весь лечебно-диагностический комплекс многопрофильной клинической больницы им. С.Р. Миротворцева СГМУ, являющейся основной базой кафедры. На кафедре создан учебный блок, оснащенный всем необходимым учебно-методическим обеспечением и тренажерами для проведения аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся.

Клиническая больница им. С.Р. Миротворцева СГМУ

Подготовка обучающихся осуществляется через организацию и планирование учебного процесса в соответствии с учебным планом, с внедрением современных форм и методов обучения, а также контроля знаний: тестовый контроль — на кафедре применяются традиционные методы тестирования, а также компьютерное тестирование; ситуационные задачи с применением диагностических моделей; ситуационно-ролевые деловые игры.

Практические и семинарские занятия проводятся в отделениях анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии для взрослых и детей Клинической больницы им. С.Р. Миротворцева СГМУ, ГУЗ „Областной клинический кардиохирургический диспансер“, ГУЗ „Саратовская городская клиническая больница № 1 им. Ю.Я. Гордеева“, НУЗ „Дорожная клиническая больница на станции Саратов II ОАО „РЖД“, ГУЗ „Областная клиническая больница“, ГУЗ „Саратовская городская станция скорой медицинской помощи“, ГУЗ „Саратовская областная станция переливания крови“.

С электронной учебно-методической документацией образовательного процесса кафедры можно ознакомиться на образовательном портале СГМУ.

 

Copyright © 2000—2018://Саратовский государственный медицинский университет
Веб-мастер://webmaster@sgmu.ru